Кто есть кто

Елизаров Виктор Павлович

31.10.1932 — 22.01.2020

Один из старейших яхтсменов страны, спортивный судья международной и всесоюзной категорий, почетный ампайр России, многолетний председатель Комитета гоночных правил и апелляций ВФПС, кандидат физико-математических наук и доцент, Заслуженный Работник Высшей школы РФ, автор фундаментальных учебников и более 100 научных работ по математике.

Справедливо отметить, что история советского и современного российского парусного спорта во многом связана с именем Елизарова – ученого, яхтсмена, спортивного судьи, бессменного переводчика и редактора Международных правил парусных гонок!

А начинал свою жизнь в парусе студент Виктор Елизаров в 1952 году в парусной секции спортклуба Московского Государственного Университета, которая в то время базировалась в яхт-клубе «Буревестник». Начал, как и положено, матросом на швертботе-тройке знаменитого класса М. Быстро почувствовав, что может и сам управлять парусным судном, он пересел на популярный в то время Олимпик, а затем и на Финн.

Детскую секцию вел легендарный «Митяй» - Дмитрий Зворыкин. Память о нем и сегодня жива среди всех, кто когда-то общался с этим умным, тактичным, справедливым, высоко порядочным человеком.

Тренеров, по сути, в секции не было. Так что учились сами, учились друг у друга, учились на соревнованиях. А соперниками были московские гонщики, которые в дальнейшем составили основу сборной команды страны. Виктор Елизаров, например, сражался с Виктором Козловым.

Осваивать судейство Виктор Павлович начал в 1955 году, когда парусная секция Физтеха МГУ перебралась на водохранилище в Пестово, где студенты сами стали организовывать гонки и сами же судить. Потом Виктора стали приглашать судить московские парусные регаты. В 1965 году, пройдя все ступени судейства, от самой начальной, до высшей - в то время Всесоюзной - категории, за десять лет практического судейства Виктору Елизарову было присвоено звание судьи Всесоюзной категории по парусному спорту. А это звание нужно было заслужить, многократно доказать делом, что ты его достоин.

В 1969 году Виктор Павлович был назначен Президиумом Федерации парусного спорта СССР председателем Всесоюзной коллегии судей. И первым шагом была организация регулярных Всесоюзных семинаров судей. Такие семинары собирали до сотни судей ежегодно, и это были именно всесоюзные семинары, тогда как местные и областные семинары проводились соответствующими коллегиями судей.

Но не только эти семинары послужили основанием заметного роста квалификации отечественных судей. Трудно переоценить значение Олимпиады-80, олимпийские парусные гонки которой проходили в Таллинне. Все это позволило развернуть в стране широкую подготовку квалифицированных судей более высокого уровня.

После Олимпиады-80 Елизарову, впервые в нашей парусной истории, было присвоено звание международного судьи. И впервые в истории мирового парусного спорта! Введение международной категории было заслугой нашей Всесоюзной Федерации. Во всех видах спорта такая категория существовала, а в парусном нет. Три года было потрачено на то, чтобы убедить руководство Международного Парусного Союза в том, что это необходимо…

Виктор Павлович является постоянным, начиная с 1972 года (более сорока лет!), переводчиком, редактором и консультантом по изучению Международных Правил парусных гонок!

Первый перевод он выполнил вместе с известным мерителем и яхтсменом Александром Оксентьевичем. Далее были и переводы «Случаи ИСАФ», и всевозможных регламентов, и иных документов по организации, проведению и судейству парусных гонок. Ведь все эти документы необходимо отслеживать, переводить, разбирать на семинарах, разъяснять гонщикам. Это с блеском и тщательностью умеет делать Виктор Елизаров.

Свои высокие деловые и судейские качества Виктор Павлович показал в середине 90-тых, впервые в стране организовав и ежегодно проводя в Екатеринбурге при поддержке Олега Белозерова и Юрия Крюченкова популярные международные матчевые гонки «Ява-трофи», что послужило толчком к популяризации матчевых гонок в других регионах России.

Надо особо отметить, что за плечами Виктора Павловича многолетняя карьера ученого, математика. Он автор более ста научных работ, двух монографий, популярного двухтомного учебника «Алгебра».

Столько же лет он отдал преподавательской деятельности, будучи кандидатом физико-математических наук, доцентом, Заслуженным работником высшей школы Российской Федерации. Ну а увлечение парусным спортом, судейством парусных соревнований, методиками изучения и преподавания парусных правил всегда было и остается важной и ответственной частью его энергичной жизни.

В 2001 году Виктор Павлович одним из первых спортивных судей стал лауреатом приза «Памяти Б.Б.Лобач-Жученко» за большой вклад в развитие российского парусного спорта.

Его неутомимость, вдумчивость, постоянная нацеленность на повышение качества судейства на соревнованиях любого ранга всегда подкупала спортсменов и соратников-судей.

Представляем вашему вниманию интервью Виктора Павловича в день его 80-летнего юбилея, данное Всероссийской Федерации Парусного Спорта .

Вопрос (В):Виктор Павловичу Вас за плечами большая, многолетняя карьера ученого, математика. Вы автор более 100 научных работ, двух монографий, популярного двухтомного учебника «Алгебра». И столько же лет Вы отдали преподавательсткой деятельности,будучи кандидатом физико-математических наук и доцентом, Заслуженным Работником Высшей школы РФ. Как получилось, что Вы оказалисть в парусном спорте. Это увлечение детства?

В.П.Елизаров (ВПЕ): Вовсе нет! С детства, а затем и на первых двух курсах Университета играл в Баскетбол. Но однажды от нашего Университетского Спортивного Клуба был направлен на проверку работы Парусной Секции. Это было в 1952 году. Вот тогда все и началось.

В.:Раскажите немного о том, что это был за клуб? На каких яхтах тогда ходили? Какие люди Вас окружали?

ВПЕ: Парусная секция Московского Университета то время базировалась в яхт-клубе «Буревестник». Начал, как и положено, матросом на швертботе-тройке знаменитого класса «М» (эмка). Но затем почувствовал, что хочу и могу сам упралять своим парусным судном. Пересел на популярный в то время «Олимпик», а затем и на «Финн». О бытовых условиях говорить не приходится, все было более чем скромно . Иногда во время чемпионата Москвы, оставаясь на ночь, забирались в спальники и до утра наслаждались свежим воздухом в стогу сена. Но люди, разумеется, были очень интересные. Детскую секцию вел легендарный «Митяй» - Дмитрий Зворыкин. Память о нем и сегодня жива среди всех, кто когда-то общался с этим умным, тактичным, справедливым, высоко-порядочным человеком. Ну а каким он был специалистом  можете судить хотя бы потому, что в его секции выросли такие именитые гонщики, как Борис Будников.

В: А кто был Вашим первым тренером?

ВПЕ: Видете ли,  тренеров у нас не было. Т.е. был один старший тренер клуба Анатолий Леонов, но он по сути занимался исключительно администрированием. Так что учились сами, учились друг у друга, учились на соревнованиях. А соперники у нас были московские гонщики, которые в дальнейшем составили основу сборной команды страны. Я например, сражался с Виктором Козловым, который,  кстати, до сих пор выступает на Финнах в разряде ветеранов. Много позже в яхт-клуб пришел настоящий тренер- вернее сказать пришла, так как это была Марина Соломоновна Козинцева, чемпионка СССР! А звание чемпиона страны тогда котировалось очень высоко.

В: А как получилось, что со временем Вы стали осваивать новую специализацию, имея в виду судейство?

ВПЕ: да по сути случайно. В 1955 году парусная секция Физтеха перебралась на водохранилище Пестово. Сами стали организовывать гонки. Сами же и судили по очереди. Ну а потом меня стали приглашать посудить общемосковские регаты. Занималась судьями в то время Сербина Галина Тихоновна. Она представляла знаменитый Клуб им. Баранова, а клуб этот выступал в роли Московского Спорткомитета по отношению к парусному спорту Москвы.

В: То есть Вы прошли все ступени судества, от самой начальной, до высшей- в то время Всесоюзной категории. И когда Вам ее присвоили?

ВПЕ: В 1965 году.

В:.Итого понадобилось десять лет практического судейства, прежде чем Вы получили признание?

ВПЕ: Да, именно так! Скороспелок тогда не уважали, и Всесоюзную категорию нужно было заслужить, многократно доказать делом, что ты ее достоин.

В: С получением Всесоюзной категории Ваша судейская карьера продолжалась? Я имею в виду: другой уровень, другие задачи, другие перспективы.

ВПЕ: В 1969 году я был назначен Президиумом Федерации Председателем Всесоюзной коллегии судей.  Наш первый шаг был в организации регулярных Всесоюзных семинаров судей. Такие семинары собирали до сотни судей ежегодно, а ведь это были именно всесоюзные семинары. Местные, областные и городские семинары проводились соотвествующими коллегиями судей.

В: Вы считаете, что именно это послужило главным основанием заметного роста квалификации отечественных судей?

ВПЕ: Это так, но не только. Трудно переоценить значение Олимпиады-80! Мы узнали о том, что олимпийские гонки пройдут в Таллинне, в 1976 году. Это позволило нам развернуть ширую подготовку квалифицированных судей на более высоком уровне. Мы пошли путем создания бригад судей – Московской, Питерской, Эстонской, Российской и т.д. Считаю, что именно такой метод наиболее прогрессивен и эффективен. Как член команды, судья болел не только за себя милого, но и за свой коллектив, свою бригаду. Это порождало дополнителные стимулы, повышало чувство ответственности, способствовало «чувству локтя». Бригады соревновались между собой, это верно. Но что же в этом плохого? Судья должен был делом  доказать свою пригодность представлять отечественный судейский корпус на Олимпиаде.

В.:  В этом году на Олимпиаде в Веймуте мы наблюдали значительную избыточность судей всех функций. А как с этим обстояло в 1980 году?

ВПЕ. Что же, так оно и было. Только в самой Олимпийской Таллинской регате было задействовано 300  наших судей! Но примите во внимание: благодаря Олимпиаде мы пропустили через систему интенсивной подготовки около полутысячи судей! Это был громадный шаг вперед – спасибо Олимпиаде.

В.:  Вы так все гладко рассказываете, как будто не было и проблем. Что, все судьи были «белые и пушистые»?

ВПЕ. Нет, конечно. Бывали случаи необъективного судейства. Но мы всегда четко различали причины: Невежество, отсутствие опыта, или субъективность, желание подыграть своей команде? Бывали и случаи пьянства, с чем мы боролись простым и действенным способом: попался- отдохни годочек на берегу, а там видно будет. В целом же наш метод контроля заключался в жесктом и беспристрастном разборе полетов. Каждое крупное соревнование со всей его документацией разбиралось по окончании сезона на Коллегии. Спуску не давали никому!

В.: А бывали случаи подкупа? Как-то деньги были задействованы?

ВПЕ: Нет, и еще раз нет. Я таких случае в парусном спорте не знаю. Во всяком случае на уровне всероссийских и всесоюзных соренований.

В.: Вскоре после Олимпиады Вам и А.Л.Соболеву  впервые в нашей парусной истории были присвоены высокие звания  международных судей.

ВПЕ: Да, и впервые в истории всего мирового парусного спорта! Мне приятно отметить, что введение международной категории было именно нашей заслугой! Во всех видах спорта такая категория существовала, а в парусе нет. Пришлось потратить три года, написать множество разъяснений и деклараций и заявлений, прежде чем удалось убедить руководство Международного Парусного Союза (ИЯРУ)  в том, что это необходимо.

В.: Виктор Павлович, Вы бессменный переводчик и редактор Международных Правил парусных гонок, начиная с 1972 года – сорок лет!

ВПЕ: Сейчас это кажется странным, но до этого у нас были свои, советские  правила. Похожие на международные, но все-таки свои. Понятно, что так продолжаться не могло.  Первый перевод мы выполнили вместе с известным мерителем и яхтсменом Александром Оксентьевичем. Ну а дальше, как говорится, остался. Но почему мы говорим только о Правилах? Ведь были еще Случаи ИСАФ, всевозможные регламенты и иные документы по организации, проведению и судейству парусных гонок. Все это нужно было отслеживать, переводить, разбирать на семинарах, разъяснять гонщикам.

В.:  А кто переводит новые Правила, которые вступят в силу со следующего года?

ВПЕ: Новую версию правил на 2013-2016 гг. мы переводим вместе с молодыми судьями- переводчиками. Это Андрей Латинов, Владимир Павлов, Наталья Чубенко. Не скажу, что мне всегда легко находитьс ними единый язык. Но сам факт того, что появились молодые специалисты, радует. Думаю, мы справимся с задачей и выпустим новые ППГ на русском языке до начала следующего сезона.

В.: Виктор Павлович, что бы Вы хотели в заключение пожелать Федерации, молодым судьям?

ВПЕ: Критика нас, судей, со стороны гонщиков и тренеров – дело обычное. И не всегда судьи правы, не всегда, скажем, проводят разборы протестов на должном уровне. Это, конечно, много чаще случается на уровне городских и областных соревнований. Вот почему считаю жизненно важным создание системы обучения судей на начальном этапе и на уровне категорий до первой включительно. У нас много отличных судей, но это, так сказать, штучный «товар», единицы. А надо, чтобы средний уровень большинства российских судей был высоким. В остальном хочется пожелать всем судьям: берегите честь смолоду! Не уставайте учиться, не успокаивайтесь, не расставайтесь с книжкой Правил. Но и помните, что судья сам по себе ничего не значит. Его назначение – в служении парусному спорту России!

Интервью провел О.А.Ильин. Судья межд. категории