Вообще «Водник» – пример: в его судьбе отразились все перипетии парусной жизни Москвы и Подмосковья, да и страны в целом. На протяжении многих десятилетий яхт-клуб выполнял свою главную задачу – приобщал людей к парусу. Внимание уделялось всем: спортсменам, крейсеристам, ветеранам, а главное – детям: тогда о социальной ответственности даже не рассуждали, это подразумевалось. Но изменилась жизнь, и поменялся статус – из государственной собственности яхт-клуб перешел в частную, и это тоже как в капле воды показывает перемены, настигшие парусный спорт в уже не столь давние годы. И все же сегодня «Водник» - это один из немногих клубов в Подмосковье (назовем еще, пожалуй, «Аврору» и «Галс»), который сохранил все атрибуты настоящего яхт-клуба. Потому и отношение к нему особое – уважительное, а у тех, кто не может представить свою жизнь без «Водника», и вовсе – теплое, родственное. Дадим им слово…
В 1936 году в рамках Комитета по делам физкультуры и спорта при совете народных Комиссаров СССР была создана Всесоюзная секция парусного спорта. В ее обязанностях была координация деятельности яхт-клубов страны, всемерная популяризация парусного спорта в целом.
Первым председателем был избран известный яхтсмен Борис Борисович Лобач-Жученко, являвшийся также членом президиума Московской секции парусного спорта. Одной из задач, стоящих перед ним, было создание столичных яхт-клубов. Требовалось сделать так, чтобы парус стал обычным явлением на новых подмосковных акваториях, и прежде всего на Клязьминском водохранилище. На его живописные берега и отправились «моряки с Москва-реки», чтобы выбрать подходящие места, в том числе для яхт-клуба ДСО «Водник», парусную секцию которого «по совместительству» возглавил все тот же Борис Борисович Лобач-Жученко.
В 1936 году в рамках Комитета по делам физкультуры и спорта при совете народных Комиссаров СССР была создана Всесоюзная секция парусного спорта. В ее обязанностях была координация деятельности всех яхт-клубов страны в частности и всемерная популяризация парусного спорта в целом. Первым председателем был избран известный яхтсмен Борис Борисович Лобач-Жученко, являвшийся также членом президиума Московской секции парусного спорта. Одной из первостепенных задач, поставленных перед Всесоюзной секцией, а значит, и перед ее председателем партией и правительством, было создание фактически на пустом месте столичных яхт-клубов. Нужно было сделать так, чтобы парус стал обычным, а не редчайшим явлением в Москве и Подмосковье. Теперь это становилось возможным: с завершением строительства канала Москва–Волга, превратившего столицу в «порт пяти морей», наполнились чаши водохранилищ. Туда, на живописные берега Клязьминского водохранилища, и отправились моряки с Москвы-реки, чтобы выбрать самые удобные места для яхт-клуба добровольного спортивного общества «Водник», парусную секцию которого «по совместительству» возглавил все тот же Борис Борисович Лобач-Жученко.
* * *
О нем, о Борисе Борисовиче (или Бе-Бе, как ласково, но все же за глаза звали этого замечательного человека яхтсмены), стоит сказать отдельно и особо. За участие в Гражданской и Великой Отечественной войнах он был награжден шестью орденами и медалями. С 1941 по 1946 год обучал курсантов военно-морских училищ. Был организатором и преподавателем первой в CCCР школы тренеров по парусному спорту. Написал несколько книг по истории, технике и судейству парусных соревнований. Казалось, над ним не властны годы: в возрасте 85 лет Лобач-Жученко совершал длительные походы по Балтике, участвовал в Кубке Балтийского моря. В 1996 году Всероссийская федерация парусного спорта учредила ежегодный приз памяти Бориса Борисовича Лобач-Жученко «За большой вклад в развитие парусного спорта».
* * *
Однако что за яхт-клуб без лодок? Фикция! И в 1937 году московские спортсмены получили ценный подарок от ленинградских яхтсменов – десять швертботов М-20 и Р-3. Несколько лодок достались и «Воднику», составив весь его более чем скромный на тот момент флот. Схожее положение было и в других яхт-клубах Москвы, что, однако, не стало препятствием к тому, чтобы в том же году провести гонки на первенство столицы и на приз закрытия сезона. Но уже в следующем году гонки были куда представительнее – и по числу участников, и по числу классов яхт. От «Водника» в соревнованиях приняли участие братья Лобач-Жученко, Александр Гужаловский, Галина Алексенко-Сербина, Борис Распопов, Владислав Буссель.
Это было только начало. В следующем 1939 году экзаменационная комиссия Московского городского комитета физической культуры выдала права яхтенных рулевых более чем 20 новичкам, парусным спортом в столичных яхт-клубах регулярно занимались уже 500 человек, а число вымпелов превысило 200.
Если бы не война… Известие о ее начале яхтсмены встретили во время гонок. С этого момента все должно было измениться – и все изменилось: с приближением фронта в яхт-клубы поступил приказ уничтожить имеющиеся лодки, дабы они не достались врагу. А тот подходил все ближе, и вот уже разбирают железнодорожные пути у Лобни, немецкие самолеты бомбят мост через канал. Но даже в таких условиях некоторые жившие в Москве яхтсмены умудрялись добираться до своих клубов – до станции «Водники» (тогда «19-й км») они шли пешком.
В декабре 1941 года немцы были отброшены от Москвы, а потом их погнали дальше, дальше… С отходом фронта спортивная жизнь на берегах подмосковных водохранилищ возобновилась. С 1943 года начали проводиться парусные гонки, в том числе соревнования на первенство столицы среди женщин, в финал которого вышли 18 яхтсменок. Мужчины-яхтсмены почти все были на фронте, оставались лишь «намертво» закрепленные за оборонными предприятиями, а также негодные к строевой службе по возрасту и инвалиды. В числе последних были начальник ДСО «Водник» Александр Гужаловский и боцман яхт-клуба Михаил Бегунов.
* * *
Александр Александрович Гужаловский жил в маленьком летнем домике на территории яхт-клуба со своей семьей: женой Галиной Алексенко-Сербиной и дочерьми Юлией и Еленой. В 1920 году, пятнадцатилетним подростком работая на станке, он лишился правой руки ниже локтя. Однако ни работы, ни своих увлечений он не оставил – продолжал работать на комбинате «Известия» и прекрасно рисовал. В годы войны Александр Александрович ездил на фронт с заданием – привезти станки для «Известий», но потом он окончательно перешел в «Водник». Трудолюбивый, веселый, умелый, изобретательный (с двумя высшими образованиями!), Гужаловский взял на себя электрику клуба, также на его попечении были все лебедки и слипы. Однако небольшой зарплаты на жизнь не хватало, и чтобы прокормить семью Александр Александрович в свободные вечера занимался инженерными экспертизами. А еще не для подработки, а для души писал методическое пособие «Правила парусных соревнований». Позже, когда на акватории Клязьминского водохранилища появились яхты, полученные по репарации из Германии, он часто ходил на швертботе «Пума», принимал участие в гонках. А еще был личным тренером Льва Рвалова, чемпиона СССР в классе «Летучий голландец» 1965 и 1968 годов.
Галина Тихоновна Алексенко-Сербина работала в «Известиях» и параллельно – инструктором по спорту в Бассейновом совете ДСО «Водник». Большая заслуга этой энергичной и пробивной женщины в том, что после того, как муж оставил клуб, она взяла бразды правления в свои руки и преуспела в этом. Так, кирпичное здание яхт-клуба и два длинных эллинга, построенные в начале 1970-х годов, – это результат ее поистине титанических трудов, ведь организовать строительство, договориться о материалах в то время было архисложно. А она справлялась, в чем большую помощь ей оказывал директор Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода Яков Степанович Гунин, он помогал и со строительством, и с пополнением флота.
* * *
Но вернемся в «Водник» последних военных лет. В 1944 году в нем была создана детская парусная секция. С появлением детей на берегу и под парусами яхт-клуб словно обрел второе дыхание, хотя вид у него был все еще «фронтовой»: хотя во время бомбежек не пострадали ни дом у воды, ни эллинги, ни деревянный причал, но воронок вокруг было предостаточно. И среди этого «военного наследия», среди лодок, хранившихся прямо на берегу, уворачиваясь от детей, ходил хмурый боцман.
…Осенью 1941 года Михаил Бегунов, он же дядя Миша, ослушался приказа и не уничтожил яхты клуба, а затопил их в приметных местах, а паруса и снасти закопал. Это могло стоить ему очень дорого – самой жизни! – но именно благодаря его непослушанию «водникам» было на чем гоняться. Вообще, он был неординарной личностью, дядя Миша. Четверть века прослужил на флоте, любил травить морские байки… и не умел плавать. К слову, в детскую парусную школу тогда принимали с восьми лет, единственным условием было умение плавать, что несколько озадачивало боцмана клуба. Со временем дядя Миша получил в команду трех вахтенных матросов, и уже вчетвером они несли свою службу: выдавали, сушили и раскладывали по специальным ячейкам паруса, отмеряли краску и олифу, охрана яхт-клуба тоже была на них. Да мало ли обязанностей у боцмана и его подопечных!
…Под стать боцману дяде Мишу и большому начальнику Гужаловскому, личностям ярким, колоритным, был Игорь Дмитриевич Чернаенко. Он родился в 1920 году, а в «Водник» пришел сразу после войны. Пришел… на протезе. Но это не мешало ему жить насыщенной жизнью – учиться (он окончил МВТУ им. Баумана) и гоняться под парусами: в 1950 году Чернаенко стал чемпионом СССР в национальном классе «Л-45», а в 1955 году чемпионом СССР в классе «Дракон». При этом настрой у Игоря Дмитриевича всегда был один, что находило отражение в вахтенном журнале, в котором записывал перед выходом: «Гонки. Занять первое место». Это – свидетельство его шкотового Михаила Кудрявцева, ходившего с Чернаенко на «Драконе».
Серьезно заниматься парусным спортом Олег Уловков стал в 1956 году. Множество побед в классах «М» и «Летучий голландец» принесли ему славу лучшего шкотового страны. Олег Александрович трехкратный чемпион СССР. С 1969 года по 2002 год занимался тренерской работой (преимущественно класс 470, девушки). Уловков известен еще и как строитель и активный гонщик в классе буеров DN.
* * *
Шкотовым Уловков был в экипаже Ростислава Новодережкина, который пришел в «Водник», будучи студентом МИСИ, в 1955 году, и ходил буквально на всем: «Звездный», «Р-30», «М». В 1958-68 гг. Новодережкин был членом сборной команды СССР по парусному спорту в классе «Летучий голландец». В 1958, 1966 годах становился чемпионом СССР.
Попробовав себя в «Солинге», Ростислав Александрович перешел в «Картер-30» и со своим «Нордом» выиграл Черноморскую, Балтийскую регаты, а Онежскую аж 11 раз! Три раза «Норд» ходил на Эгейскую регату и возвращался с победой (в своем дивизионе). Сейчас почти все время Ростислав Александрович, профессор, доктор технических наук и судья международной категории, проводит на своей яхте Beneteau First 40,7 в Турции, а на «Норде» ходят его дети Андрей и Борис. Такая сложилась династия…
* * *
Вообще, династиями «Водник» богат. Вот еще одна – Скачковы. Основателем ее стал Виктор Андреевич Скачков. Он родился в 1928 году, в парусный спорт пришел в 1949-м во время учебы в Московском речном техникуме. В 26 лет Виктор Андреевич возглавил цех топливной аппаратуры на Хлебниковском машиностроительно-судоремонтном заводе, но при этом и не думал расставаться с парусами, и даже более того: благодаря своей должности Скачков оказывал клубу неоценимые в эпоху дефицита услуги – доставал то гвозди, то доски... Еще он был настоящим генератором идей, замечательным мастером, за ночь он мог переделать киль на своей лодке и выйти в гонку или распилить американский «Звездный», уменьшить его и снова склеить, чтобы он подходил под обмер. Был он и талантливым яхтсменом. На его счету множество «звездных» побед, он являлся основным конкурентом Тимира Пинегина, а в 1966 году стал чемпионом СССР в классе «Звездный». А потом произошла удивительная история, вскоре ставшая чуть ли не легендой. В 1972 году в Португалии при расхождении на правом-левом галсах Скачков столкнулся и утопил яхту коронованной особы. Короля, конечно, спасли, а вот Виктор Андреевич стал невыездным.
Пятикратный чемпион Москвы, России, мастер спорта Виктор Скачков был человеком щедрым, открытой души, веселым и общительным. Если в клубе звучали песни под гитару, всем было ясно: Скачков там. А с ним и сын Михаил…
* * *
Поколения сменяли друг друга. Очень перспективным считалось поколение времени Уловкова и Новодережкина, это Виктор Сидоров (впоследствии мэр Долгопрудного), Владимир Волохов, Николай Сергеев, Валерий Текучев, Сергей Николаев, Валерий Чумаков, Юрий Зубков, Валерий Шубертов, Михаил Кудрявцев, Спартак Михайледи. Хотя 14-летние ребята, пришедшие в парусную школу в 1958 году, на их детско-юношеский взгляд, ничем не уступали старшим товарищам. Это были Юлия Гужаловская, Герман Белов, Владимир Назаров, Сергей Восходов, Александр Зубков, Борис Старостин, Олег Шилов… Это тот самый Олег Иванович Шилов, заслуженный тренер СССР, с 1993 по 2013 год начальник сборной команды России, в течение нескольких лет – главный тренер сборной.
* * *
Мало кто знает, что Пироговское водохранилище не всегда было доступно яхтсменам. Было время, когда его закрывали как источник питьевой воды для столицы. Тогда тесно было всем – и спортсменам, и не только таким признанным мастерам, как Лев Рвалов или Виталий Зарослов, а вообще всем. В том числе тем, кого в «Воднике» в шутку называли «катальщиками». А их было немало – профессоров, медиков, литераторов, военных… Переделанная «Эмка» была у генерала Болховитинова, он один из немногих приезжал в клуб на своей машине. Генерал Шишмарев, уже пожилой, ходил на своей яхте с друзьями. А вот известный ученый Владимир Яковлевич Карелин стал ректором МИСИ.
Потом Пироговское водохранилище «открыли» и дышать стало легче, потому что ходить стали подальше – до плотины. Обычная дистанция выглядела так: два круга до плотины и обратно со стартом за Дмитровским мостом, где находился ЦВМК – Центральный водно-моторный клуб.
В те же годы, в начале 1970-х, сложилась не только дистанция, сложились и четыре основных направления деятельности «Водника»:
– детская спортивная школа (250 детей, 6–8 тренеров);
– спортивная парусная секция (60 человек; яхты олимпийских классов, катамараны);
– крейсерская секция (300 человек, а с детьми/женами около 500; около 35 крейсерских яхт и швертботов);
– водно-моторная секция (30 человек).
С детьми занимались два тренера – Марина Соломоновна Козинцева и Борис Александрович Николаев. Летом тренировки были каждый день, а ребята этому только были рады, как и их родители.
Крейсерскую секцию возглавлял Юрий Сергеевич Ацеров, в Министерстве морского флота СССР отвечавший за создание международных спутниковых
навигационных систем, позднее председатель ФГУП «Морсвязьспутник», лауреат государственной премии СССР, автор многочисленных книг по развитию технических средств судовождения и связи. В «Воднике» Юрий Сергеевич также был председателем совета клуба.
Водно-моторной секцией заведовал Борис Андрианович Борисов, экс-заместитель министра внешней торговли, с 1970 по 1983 год – председатель Торгово-промышленной палаты. При его поддержке в «Совинцентре» (ныне Центр международной торговли) была открыта водно-моторная и парусная секции, базировавшиеся в «Воднике». Поэтому отдельные яхты, которые приходили как экспонаты на выставки, переводили в «Водник». Командором парусной секции ЦМТ был Николай Федорович Самойленко.
* * *
Жизнь продолжалась. И в кают-компании яхт-клуба тоже. Летом в ней проходили обсуждения гонок, «разбор полетов», общие праздники, а зимой воспитанники парусной школы вместе с тренерами играли в настольную игру «Бейдевинд» – разбирали разные гоночные ситуации. Зачастую к играющим подсаживался и новый директор клуба Константин Владимирович Александров, сменивший на этом посту Галину Алексенко-Сербину. Он был отличным спортсменом, гонявшимся на разных яхтах, – «Р-3», «Р-4», «Р-6», «5,5», неоднократно становился чемпионом СССР, а еще Александров отличался богатырским здоровьем. Однажды он попал в автокатастрофу и, по словам врачей, просто «обязан был умереть», а строптивый больной не только не умер, но через месяц выступал на первенстве Центрального спортивного клуба «Водник» в Одессе.
* * *
В начале 80-х тренером в детской школе «Водника» был мастер спорта Сергей Николаевич Ванин. Под его началом занималась большая группа детей от 9 лет и старше, включая Игоря Скалина (будущего серебряного призера Олимпиады 1996 года в классе «Солинг»), Василия Кравченко, ныне возглавляющего Российскую ассоциацию яхт класса «Финн»…
«Водник» имел сильные школы по многим классам. Отдельную нишу в нем занимал «Финн». Этот олимпийский класс в клубе начал активно развиваться с 1955 года. Энтузиасты класса в эллингах клуба строили лодки, шили гоночные паруса, изготавливали деревянные мачты специальных прогибов. В середине 1960-х годов были приобретены «Финны» датской фирмы «Эльвстрем», и результат не заставил себя ждать: в 1973 году был выигран чемпионат Европы среди юниоров... Появились в яхт-клубе первые чемпионы Москвы. Стабильно высокие результаты показывал Феликс Деникаев, пришедший в «Водник» зимой 1976 года.
* * *
Уйти, чтобы вернуться… Так произошло не только с Феликсом Деникаевым.
Дважды приходили в «Водник», сначала в школу, а потом на должность начальника гавани, Вячеслав Гришаенков и Сергей Волчков. Вячеслава в парус отдал отец (гонщик в классе «Торнадо») в 1982 году. Продолжая семейную династию, юный яхтсмен стал одним из лучших членов сборной от «Водника» в классах «Оптимист», «Кадет», «Луч-двойка». После армии в самое горячее перестроечное время, в 1992 году, вернулся в «Водник», позднее став начальником гавани. Похожая история у Сергея Волчкова. В 1987 году он начинал там на «Оптимисте», а с 2005 по 2015 год был начальником гавани. До сих пор его младший сын занимается в детской школе при клубе.
* * *
Люди приходили, уходили, возвращались. Так было и раньше, но в 1990-е годы стало правилом. Жизнь невероятно ускорилась, меняя судьбы людей… и яхт-клубов. Так случилось и с «Водником» – с баланса Московской федерации профсоюзов перешел в частную собственность. Увы, не обошлось без передела сфер влияний, были снесены эллинги и ресторан, зато появилась новая гавань, а к береговой гостинице добавился плавотель.
Несмотря на все перипетии, клуб продолжал работать, принимая яхтсменов из развалившегося «Труда» и других яхт-клубов, и даже проводил на своей базе чемпионаты России в классе «Картер-30».
* * *
С конца 1990-х годов основным учредителем ПК «Водник» является Михаил Сергеевич Панкин, заместителем которого 17 лет была Антонина Павловна Лебедева. Именно они семь дней в неделю, 24 часа в сутки думали о клубе и решали его задачи. Они вдохнули новую жизнь в «Водник».
* * *
А еще клуб «Водник» долгие годы является штаб-квартирой Федерации парусного спорта Московской области.
Подтверждением этого является такой факт: в 2013 году победителем в национальной премии «Яхтсмен года » в номинации «Лучшая детская парусная школа» стала команда «Водника».
…Поколения яхтсменов по-прежнему сменяют друг друга, и пусть не будет этому конца. С юбилеем, наш любимый «Водник»!