Представляем вашему вниманию очерки Анатолия Николаевича Кондакова - известного яхтсмена, организатора многих крупных регат и человека, внесшего большой вклад в развитие советского крейсерского спорта, по его опыту крейсерского яхтинга на юге России. Очерки достаточно интересные с профессиональной точки зрения и содержат анализ существующих проблем, которые предстоит преодолевать, если мы хотим развить парусный яхтинг на Черноморском побережье.
ОЧЕРКИ О ЯХТИНГЕ НА ЮГЕ РОССИИ
Да здравствует российский яхтинг - бессмысленный и беспощадный!
СПРАВКА
Эти короткие заметки основаны на трехлетнем опыте яхтенных походов по Черному морю на двух крейсерских яхтах, построенных в Ростове-на-Дону: «Арсенале» (30 футов,1993 года постройки) и «Скифии» (35 футов, 2014 года постройки).
В 2014 году на «Арсенале» мы участвовали в походе из Ростова до Севастополя, организованном Парусной Федерацией Ростовской области. В 2015 году на «Скифии» мы прошли до Балаклавы, а на обратном пути из Керчи стартовали в гонке «Novocap-2015”. В конце апреля этого года мы ходили представлять «Скифию» на яхтенной выставке в Сочи. А в сентябре обе яхты приняли участие в регате «Novocap-2016» из Севастополя до Новороссийска.
ЧТО НЕ ТАК?
Я горжусь собой за терпение и мужество. Я вместе со своими яхтами и их командами достойно прошел все испытания и проверки, преодолел все трудности. Мы испытали настоящий восторг - победу в гонках! Настоящая романтика бодрила душу, мужская работа радовала тело… Но!
После возвращения из последнего похода я был уверен, что в ближайшее время не пойду в новый поход по Черному морю. Я был убежден, что родная романтика меня уже «достала». Я начал подозревать, что такая «мужская работа» могла нравиться лет сто назад. Я точно знал, что за собственные деньги и время я должен был получить нечто совершенно другое. Что же не так?
Дело в том, что параллельно я принимал участие в парусных регатах и походах в Турции, Греции и Хорватии. Я узнал, что такое настоящий отдых под парусом и невольно получил возможность сравнить такой отдых с так называемым «парусным туризмом» на Родине . Это… как попробовать пиццу в Италии, суши в Японии, сыр во Франции или пиво в Германии. После этого человек моих лет употреблять продукты отечественного происхождения с такими же названиями совершенно не может. Так случилось и с яхтингом.
Мы люди взрослые. Мы знаем, какое наследство нам досталось от социализма, при котором яхты – это роскошь, отдых – это Крым, а плавать - только до буйков. Нам совершенно ясно, что морские гавани, туристическая инфраструктура и новое законодательство быстро не возникают – это огромная работа. Но мы так же узнали, что водный туризм реально привлекает миллионы людей и способен приносить огромные деньги. И если даже до 2014 года в этом направлении ничего не происходило, мне казалось, что так не может продолжаться долго.
И вот три года я подробно и вблизи наблюдаю за развитием ситуации на реках, озерах и морях России. Главный вывод - никакого развития просто нет.
Я не заметил никакого прогресса в создании условий для яхтенного спорта и водного туризма на юге России. Я убедился, что в регионе, где туризм и качественный отдых могли и должны были бы стать главным источником роста экономики, об этом никто не подозревает. Я убедился, что в развитии яхтинга в нашей стране заинтересованы только немногочисленные яхтсмены – энтузиасты. И я, наконец, понял, почему моя верфь, на которой мы за 10 лет научились строить классные серийные парусные яхты специально для России, в ближайшие 10 лет не имеет шансов превратиться в прибыльный бизнес.
Очень похоже на то, что и перспектив никаких не видно. В этих условиях очень легко потерять надежду на лучшее.
АЗОВСКОЕ МОРЕ – ВЫЧЕРКНУТЬ
Плохо ругаться с близким соседом, и совсем отвратительно с ним воевать. В этом случае твоя собственная жизнь становится невыносимой. Даже при натянутых отношениях с Украиной существовала возможность использовать удобное и уютное северное побережье Азовского моря хотя бы в качестве убежища. Не говоря уже представительных и профессиональных регатах типа Кубков Азовского и Черного морей, об отдыхе на изумительных песчаных косах, за которыми можно было прятаться в непогоду, об удобных гаванях Мариуполя и Бердянска, где встретят и помогут друзья – яхтсмены.
Все в прошлом. Для того, чтобы сейчас россиянину начать «отдыхать на яхте», необходимо из внутренних вод России - от устья Дона или от Таганрога, добраться до Кавказа или Крыма. Это около 35 часов хода без возможности зайти в порт или спрятаться от непогоды – к мелкому российскому берегу Азовского моря килевым яхтам приближаться просто опасно. Поэтому единственный маршрут - от устья Дона на буй Должанской косы (75 миль) и далее на Варзовский буй у входа в Керченский пролив (90 миль). Учитывая, что ветер и короткая крутая азовская волна здесь почти всегда навстречу, отдыхающим новичкам и туристам, кроме испытания терпения и характера, здесь делать совершенно нечего.
КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ
Здесь интересно: разнообразные берега, интенсивное судоходство, извилистый маршрут, строящийся мост, активная паромная переправа, море огней… С помощью незаменимого АИС и очень профессиональной работы Керчь-Трафик-Контроля мы неоднократно проходили пролив без остановки даже глубокой ночью.
Должен заметить, что в последнее время все береговые службы (трафик-контроль, портовые службы и рядовые дежурные погранзастав) начали работать с яхтсменами очень лояльно и, если ты сам вежлив и аккуратен, то тебе и подскажут, и помогут, и пожелают удачного плавания.
Укрыться от шторма и ветра вдоль пролива можно в глубокой бухте Камыш-Бурун. Пришвартоваться и отдохнуть удобно в пассажирском морском порту в самом центре города Керчь. Здесь тихо, не уродливо, все рядом. Правда, нет ни воды (в магазин), ни электричества (подработать двигателем), ни топлива (возить на такси).
Но, кроме краткого осмотра Керчи, туристу в Керченском проливе делать нечего. Нельзя отдыхать в промышленной зоне.
КРЫМ – WELCOME!
Мы в Черном море! Теперь на запад вдоль побережья Крыма… Нельзя! Запретный район! Здесь, очевидно, полигон, который очень часто закрыт. В этом году проход закрыли почти на неделю, вплоть до границы 12-мильной зоны, для выхода за которую нужны особые разрешения погранслужбы.
Проведя целый день в интернет – кафе, мы оформляем разрешение и тремя яхтами гоним к границе района, по пути на коленке переоформляя все заново с помощью московской яхты с хорошим интернетом. Позже, в Севастополе, нас пять (!) часов допрашивают три (!) сотрудника погранзаставы, выясняя что и почему мы нарушили. Им поручили то ли пришить нам «дело», то ли собрать «материал» на коллег. И это несмотря на то, что мы шли под постоянным контролем погранслужб и выполняли все их указания. Отделались мы малым штрафом, но лично я испытал унижение и злость на «защитников» нас от нас за наши же деньги.
Как и раньше, пограничники пытаются контролировать и регламентировать абсолютно все передвижения по воде. Для простых граждан их правила излишне сложны и разнообразны, но чиновники уверены, что мы обязаны знать все их внутренние приказы и распоряжения.
Должен отметить, что рядовые пограничники, сопровождающие прохождение яхт, вежливы и часто помогают в сложных ситуациях. Поскольку их аппаратура, видимо, далека от совершенства, нам часто приходиться подсказывать им по рации свои координаты и сообщать, кто идет рядом.
Мы непрерывно вынуждены общаться с пограничниками. Тысячи людей в погонах следят за нами. Когда я представляю сколько это стоит и какова «эффективность» всей этой системы, я представляю СССР времен застоя и вспоминаю, чем все закончилось.
Для справки: в Средиземном море яхтсмен общается с тамошними пограничниками только при пересечении границы или при слишком подозрительном поведении. В остальное время о существовании погранслужбы можно только догадываться.
КРЫМ НЕ НАШ
Всего на пути следования из Керчи в Севастополь в этом году было четыре(!) запретных района, включая традиционную 5-мильную «зону» у мыса Форос. Там же ДАЧИ! Каждая «зона» охраняется кораблями какой-то Охраны, которые могут без предупреждения встать на пути идущей яхты. У Фороса, как и у ДАЧИ в районе Геленджика, пропадает всякая навигация, не работают ни GPS, ни интернет. Охрана!
У меня за три года посещения Крыма сложилось стойкое убеждение, что хозяева там – военные, пограничники и прочие всякие силовики. Они отжимают лакомые куски побережья и диктуют правила жизни. Где же удобнее стрелять, проводить учения и принимать высокое начальство, как не в Крыму в разгар курортного сезона. Тепло, красиво, уютно.
На этапе гонки из гавани пос. Орджоникидзе в Керчь мы под парусом проходили район учений (стрельб) ночью. Дежурный погранзаставы, связавшись с нами, предупредил, что в районе опасно плавают неосвещенные деревянные плоты – мишени, а на пути из воды торчит мачта затонувшего корабля. И сообщил координаты мачты, хотя не обязан был это делать. Я провел более двух часов на баке яхты, безумно напрягая волю и зрение – хорошо, что было полнолуние и мало облаков. Две яхты опасно разминулись с плотами, а одна прошла в непосредственной близости от торчащего препятствия. Что будет дальше – не знаю, но не думаю, что военные приучены за собой убирать.
BACK IN USSR
Идя вдоль побережья Крыма, постоянно ожидаешь начала прихода чувства восторга и эйфории, ведь мы в нашем раю, в месте наших грез и мечтаний. И природа Крыма могла бы дать нам эти чувства. Здесь есть красивые горы, уютные берега, прозрачное море, скалы и леса. Правда, этого не так много, как представлялось в детстве, но все же есть. Но наши советские люди имели и до сих пор имеют свое представление о прекрасном: там, где присутствует человек, чудо исчезает. Остаются уродливые здания, гигантские бетонные чудища, бесформенные нагромождения на месте пляжей. Да, есть дворцы, есть приличные дома и территории. Но на бочку меда - бочка дегтя. А когда выходишь на берег, точно понимаешь, что вернулся в СССР – и обстановка, и люди, и еда, и песни, и, наконец, отношение к труду и к клиентам – все то же, советское.
НАС НЕ ЖДУТ
Отдыхать на яхте в Крыму нельзя. Здесь можно пристроить где-то яхту и кататься туда-сюда. Здесь можно «гоняться», испытывая себя и экипаж на мастерство, прочность и терпение. Но путешествовать, как в Турции, Греции или Хорватии, здесь невозможно. Яхтам здесь негде стоять.
Очень приличное место одно – чудесная Балаклава. Но она нравиться не только яхтсменам и отдыхающим, она очень нравится военным и крутым парням из Москвы. Боюсь, скоро «наша» Балаклава закончится, все к тому идет.
Конечно, есть несколько спортивных (по-советски) яхт-клубов в Севастополе. Наверняка, среди них есть и приличные, в которых я еще не успел побывать. Но это капля на весь Крым.
Пассажирский порт Ялты то принимает «чужие» яхты, то категорически их не впускает. В прошлом году посчастливилось постоять две ночи на набережной Ялты под оглушительную музыку местных шалманов – удовольствие еще то. Грузовой порт – место спрятаться, где нас не ждут и нет ничего, кроме запаха. Есть одна маленькая частная гавань под Ялтой с гостиницей, но туда заходит опасный юго-западный ветер с волной.
Далее – маленькая гавань лагеря Артек. Бетонная коробка с закрытым режимом: детский лагерь охраняется как зона и посторонние здесь не одобряются.
В Феодосию и Судак не заходил, так как сведений о яхтенных стоянках нет никаких. Наверное, спрятаться можно, но что будет, если не пустят?
Прекрасная закрытая гавань мыса Киик-Атлама (пос. Орджоникидзе) до сих пор имеет статус цеха разрушенного военного предприятия. Выглядит и функционирует она соответственно, и все местные надеются на восстановление завода.
Далее – только Керчь, о которой я уже рассказывал, или Кавказ, до которого еще нужно дойти. После пяти этапов гонки по описанным местам я еле дождался Новороссийска и сбежал в гостиницу. Жить долго без горячего душа, горизонтального туалета, спокойной еды и полноценного сна я уже отучился.
Дальше Севастополя в сторону Евпатории в новые времена я не ходил, может там что-то есть. Но, кроме перечисленного, других стоянок на весь Крым просто НЕТ.
КАВКАЗ
Кавказ – никак не уступает Крыму по красоте, но и условий для путешествия на яхтах здесь не больше, чем в Крыму.
Новороссийск имеет несколько яхт-клубов советского спортивного типа: вода, электричество и неухоженные бетонные причалы. Душ, туалет и еда - в городе, заправка - из канистр. Геленджик – гавань для катания отдыхающих в хорошую погоду с щелями для укрытия в плохую.
Анапа – маленькая уютная частная гавань для яхт с хорошим отзывчивым персоналом, нехваткой места и большим неудобством при некоторых ветрах. Настоящий яхт-клуб – хорошо укрытый Большой Утриш, где уютно, удобно и дорого. К сожалению, заправка тут не работает с прошлого года.
Второй «настоящий» яхт-клуб Кавказа – пассажирский порт Сочи. Но там так «круто», что оформить стоянку там – подвиг. В спортивной марине Сочи в новые времена не стоял, но, говорят, она полна. Про новую марину в Адлере сведений пока нет.
НЕУТЕШИТЕЛЬНОЕ
К великому сожалению россиянам, полюбившим парусные яхты, не повезло: на побережье единственного теплого моря естественных гаваней практически нет. Отсутствует заинтересованность государства в создании и развитии портовой инфраструктуры для малого флота, а без поддержки государства искусственные гавани создавать невозможно. Плюс к этому - советское отношение к отдыхающим и их потребностям как со стороны госорганов, так и со стороны местных граждан.
Морской туризм как бизнес и как отрасль на Юге России невозможен. Для того, чтобы нормальный человек решился на яхтенный поход без ежедневного подвига нужны гавани и убежища в дневной доступности (удаление до 30 миль или около 6 часов хода), оборудованные всеми удобствами: вода, электричество, заправка, горячий душ, чистый туалет, ресторанчик, маленькая гостиница. Никаких движений в этом направлении на побережье Черного моря я не наблюдаю. А это значит, что в ближайшие 10 лет парусные яхты никто покупать и держать здесь не будет. Тем более, что россияне уже познакомились с возможностями яхтинга во всем остальном мире, где СОТНИ ТЫСЯЧ яхт свободно и спокойно ходят по прекрасным морям и доставляют удовольствие своим владельцам и туристам.
ОПТИМИСТИЧНОЕ
Несмотря на усталость и крайне неутешительные выводы, я собираюсь проводить на яхте все больше и больше своего времени. Я по-прежнему уверен, что яхта – это то, чем стоит заниматься и увлекаться всю жизнь. Даже в России.
Для меня проблема выбора состоит в том, буду ли я ходить по удобным и гостеприимным турецким, греческим или хорватским морям, или рискну остаться на родных берегах, приспосабливаясь к неудобствам и терпеливо ожидая перемен.
Как и следовало ожидать, отдохнув пару месяцев и остыв, я все чаще думаю о том, что гоняться и путешествовать по Черному морю было все-таки здорово. Я начинаю склоняться к мысли, что более тщательное планирование и подготовка могут существенно повысить уровень комфорта отдыха под парусом с учетом уже приобретенного опыта.
Мой первый яхтенный капитан Владимир Клименко, прошедший Азовское и Черное моря вдоль и поперек, просто не понимает моего «нытья» и жалоб на «какие-то неудобства» и уже готовит «Арсенал» к дальним походам. Профессиональный шкипер Геннадий Межаков, который со своей таганрогской командой за два года доказал, что комфортабельный круизер «Скифия» по своим ходовым качествам уступает только крутым спортивным снарядам, тоже рвется в море. Антон Тимаков из Новороссийска, героическими усилиями которого держится ежегодная регата «Novocup», надеется на наше участие в гонке на следующий год. Есть несколько предложений об участии в мероприятиях от парусных федераций Юга России.
Встречаясь с профессиональными яхтсменами, яхтенными капитанами, активистами из парусных федераций, владельцами яхт-клубов и стоянок я вижу полное понимание проблем и желание изменить ситуацию. Я знаю об интересе огромного числа россиян к путешествиям под парусом, к яхтенному туризму. Я осознаю, что для реализации ожиданий и планов требуется объединение усилий и концентрация всех сил.
Поэтому будущий сезон я проведу в России. Я уже решил обязательно принять участие в большой черноморской регате, если получиться сделать одно крупное соревнование типа Кубка Черного моря. Я готов внести свой вклад в организацию этой регаты и обязательно буду поддерживать другие подобные мероприятия. Я постараюсь поддержать массовое участие в таких соревнованиях донских яхтсменов, способствовать привлечению к мероприятию солидных спонсоров и участников. Ну и всячески популяризировать парусный спорт и отдых для привлечения новых участников.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ
Путешествия и отдых на яхтах на реке Дон – очень интересная и, кажется, коммерчески перспективная тема, которой я сейчас активно занимаюсь. Огромный природный потенциал наших внутренних рек и озер не используется практически никак. Нижний Дон имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими регионами для успешного развития водного туризма. Это одно из немногих направлений, способных оживить экономику нашего региона, а значит, на это следует обратить особое внимание. Впрочем, об этом отдельный разговор.
Завершая короткие заметки, приглашаю всех друзей и знакомых, желающих в будущем сезоне участвовать в многодневных походах на яхтах по реке Дон и по Черному морю, обращаться ко мне. Мы уже начали обдумывать и планировать такие путешествия и формируем команды участников и единомышленников для их осуществления. Хорошая компания – важнейшая часть успеха таких мероприятий и вообще любого отдыха. Присоединяйтесь!